Главная » 2014 » Февраль » 5 » Что такое реальность

22:30
Что такое реальность

Реальность не более, чем наше внутреннее представление. Наша жизнь определяется принципами, мысленными образами, способами поведения, которые основываются на нашем опыте. Мы воспринимаем общепринятые представления и мнения и в соответствии с ними выстраиваем свою жизнь. Таким образом, мы двигаемся, в общем и целом в основном на поверхности нашего сознания. Нормы и условия определяют наши эмоции, наши мысли, которые протекают по более или менее заезжанным колеям. Но одновременно мы ощущаем, что за всем этим есть нечто большее, чем то, что происходит на поверхности. Вполне очевидно, что то, что мы воспринимаем, является лишь тем, что мы хотим воспринять. Вполне возможно, что мы далеко не исчерпываем наши возможности, если мы живём и действуем по нормам, какие сами для себя установили. Где-то рядом существует пространство с неисчерпаемой энергией, которая остаётся для нас недоступной. Хотя во все времена и во всех культурах были люди, которые перешагнули через границы общепринятой реальности. 

Мы воспринимаем мир не таким, какой он есть на самом деле,

мы воспринимаем его таким, какие мы есть сами 

Мы живём в мире, который предоставляет для нас неограниченные возможности, позволяющие нам удовлетворить все наши потребности и быть, в конце концов счастливыми. Но всё больше людей осознают, что бесчисленные предложения, которые окружают нас в сегодняшней жизни, не могут принести истинного удовлетворения. Экзистенциальные вопросы о смысле своего собственного тутошнего бытия, о возможностях собственного развития и о собственном положении в этом мире остаются без ответа. Люди ищут индивидуальные пути развития,  они ищут доступ в ту  реальностью, где они смогут реализовывать свои потенциальные возможности, вместо того, чтобы эти возможности запутывали или захлёбываться в них. Таким образом, постоянно присутствует эмоциональный и интеллектуальный обмен между миром и самим человеком. Самым важным средством, которым располагает человек для связи с внешним миром, было и остаётся мышление. Однако не стоит забывать, что эмоции и, таким образом, и мышление очень сильно опосредовано личным опытом и личным познанием мира. Если же полагаться лишь на собственный опыт, очень быстро создаются жёсткие образцы мышления и привычки, которые ограничивают собственную свободу и самоопределение в мыслях и чувствах. Даже если мы себя сами таким образом ограничиваем, мы всё-таки ощущаем, что мы не обязательно должны оставаться в таком состоянии, и, вполне вероятно, даже не можем. Мы чувствуем, что будучи людьми, обладаем возможностью свободы, самоопределения и творчества, независимо от внешних и чужих условий и обстоятельств. Мы просто обязаны использовать эту свободу и воплощать эту свободу в дела. Если же эта свобода останется не использованной, мы сами начинаем создавать границы собственному развитию, собственной реализации и никогда не сможем постичь суть себя, своё исконное естество, свою сущность. Уже наше восприятие так сильно ограничено, что мы не в состоянии увидеть что-либо необычное. Субтильные межпространства во время потока мыслей останутся нам недоступными. Мы сами блокируем нашу творческую силу и энергию, которую она содержит. Непредставляемое так и таким и останется. И невозможное никогда не станет возможным. Поэтому так важно всему тому, что ограничивает нас и нашу свободу, уделить особое внимание.

 Мышление - деятельность нашего мозга, при помощи которой мы обрабатываем поступающую отовсюду информацию и, таким образом, упорядочиваем тот мир, который нас окружает 

Уже исходя из этого короткого определения становится ясно, что при нашем контакте с окружающим миром процесс восприятия играет чрезвычайно важную роль. Однако то, что и как мы воспринимаем, определяется не только созерцаемой реальностью.  Большое количество факторов влияет на наше восприятие. Это видно уже по тому, что, например, человек воспринимает велосипед как велосипед только в том случае, если он знает, что такое велосипед. И дело даже не в слове «велосипед», а в той концепции, которая стоит за этим понятием. До тех пор, пока мы не представляем, что значит «велосипед», информацию, полученную через различные органы чувств, рассматривая этот объект (зрительные, осязательные, обонятельные, вкусовые...), не сможем упорядочить. И тогда эти чувственные впечатления останутся без значения. Эти же представления тоже не возникают из неоткуда.

Если же мы отвлечёмся от восприятия конкретных предметов и рассмотрим ситуацию шире, то станет ясно, что возникновение и влияние таких представлений может иметь совершенно разные причины. Не  последнюю очередь здесь играют наш опыт, наше познание и наши воспоминания, а также и ценности, которые имеют значение в обществе, обусловливают наше представление о том, как устроен окружающий мир. Сильное влияние  оказывают культурные или религиозные воззрения, а также традиции и идеологии. Совершенно не безразлично, где и когда мы выросли. В зависимости от того, какая природная, культурная, семейная, социальная и интеллектуальная среда нас окружает, формируются различные аспекты восприятия окружающей нас реальности. Это особенно наглядно видно при абстрактных рассуждениях, например о том, что случится с душой после смерти или о значении религии. Также и этические нормы и директивные указания резко отличаются друг от друга. Если это разнообразие соответствует нашим представлениям о мире, то это повлияет на процессы восприятия окружающего мира и, таким образом, на наше представление о мире. Часто это уже готовые образцы того, что мы думаем. Эти образцы и стереотипы трудно выявить, потому что они, в основном, влияют на нас подсознательно. Поскольку они соответствуют нашим привычкам и культурным штампам, мы не воспринимаем их как нечто, нам чуждое. И часто необходим очень сложный процесс, чтобы распознать такие образцы. Ограничения, насаждаемые костными и заезжанными формами, и лежащие в их основе страхи преграждают восприятие нового. Такое положение вещей уже не раз приводило к замедлению введения новшеств и даже совершения открытий. Понимание этого важно не только с точки зрения общественных, культурных и научных новшеств, но и для каждого из нас. 

Ограничения нашего мышления являются границами нашего тутошнего существования 

Основная проблема чужого (постороннего) влияния на наши решения и действия находится в противоречии между внешними действиями и внутренними установками. Если я делаю не то, в чём я убеждён или же, наоборот, не делаю того, в чём я убеждён, то рано или поздно это приведёт к внутреннему неудовольству, к внутренним напряжениям и конфликтам. Однако дело в том, что процесс постороннего влияния происходит в основном неосознанно. Потому человек часто не осознаёт противоречие между своими убеждениями и своими действиями, не может понять причину конфликта и поэтому не может разрешить сам конфликт. Поэтому не так уж редко, что люди ощущают недовольство, сами не понимая, почему.

Они думают, что поступают правильно, хотя упускают из виду понимание того, что же на самом деле является для них «правильным». В таких ситуациях мы подвергаем колоссальным ограничениям самих себя и свою реальность. Конкретные последствия постороннего влияния могут быть разнообразны. Большую проблему представляет нанесение ущерба чувству собственной значимости, самооценки.

 Это большая разница -  делаю ли я что-то, что «правильно» и что я должен делать, или же я совершенно точно знаю, почему, в смысле, ради чего я это делаю, и глубоко в себе я убеждён, что это единственное правильное решение, которое я осознанно принимаю, и таким образом несу ответственность за мою деятельность

Если я осознаю, что принимаю решение, которое действительно созвучно моим внутренним убеждениям, то я черпаю объяснение этого действия, его оправдание и признание в себе самом, а не во взглядах и мнениях других людей. Таким образом, я повышаю собственную самооценку, поскольку мои собственные духовная и психологическая личности имеют такую высокую ценность и такую силу, что они являются определяющими для моих интуитивных решений. Готовность перенять ответственность за принятое решение получает особенную значимость. Особенно, когда речь идёт об ответственности за самого себя, за своё собственное развитие. Здесь решающей важностью является то, что все действия производятся осознанно, по собственной воле - по самоутверждению и аутентично, т.е. честны и истинны по отношению к самому себе.

Самооценка не может не понести потери, когда ценность собственной индивидуальности не замечается или не признаётся другими. Если вместо этого внимание и подтверждение получают второстепенные способности, то истинные таланты, составляющие естество самой личности, остаются не раскрытыми и не использованными. В таком случае теряется колоссальный потенциал развития личности.

Человек может достичь собенных высот лишь в том, в чём он на самом деле талантлив. Лишь в этой области может развернуться его творческая потенция, его идеи могут покинуть проторенные пути и создать в корне новое. В случае же пренебрежения истинным талантом такие феномены как истинное воодушевление, творчество и удовлетворение будут отсутствовать. На их месте возникают фрустрация и чувство недовольства. Кто строит свою жизнь на такой основе, вряд ли будет в состоянии полностью использовать те возможности, которые предоставляются ему жизнью, вряд ли сможет создать что-то поистине значимое. Кто не позволяет затиснуть себя в рамки посторонних мысленных установок, а вместо этого даёт волю своим собственным мыслям и порывам, тот создаёт условия для развития творчества, тот сможет соприкоснуться в своей жизни с реальностью и таким образом обнаружить возможности, которые остаются закрытыми для других людей. Для таких людей их реальность будет совершенно другой, нежели для общей массы, поскольку они сами убирают ограничения, когда освобождаются от посторонних образцов и представлений. Такие люди открывают сами для себя совершенно иную реальность. Они сами могут развить свои собственные представления об окружающем их мире, независимые от мнения других. И, как мы уже упомянули вначале, мнения и предствления играют решающую роль в восприятии нами мира. Это касается и нас самих. Чем свободнее и независимее созданное представление о себе самом, тем свободнее вы сможете развиваться. «В конце концов существуют лишь те границы, которые вы ставите самому себе. Всё остальное подвижно!» (Пандарей)  

Мы постоянно воспринимаем многочисленные впечатления. Всё, что мы слышим, видим, осязаем, пробуем на вкус или ощущаем запах, оставляет след – впечатление – и ко всему этому мы постоянно пытаемся определить наше отношение, нашу позицию при помощи нашего рассудка, чтобы логически упорядочить полученную информацию в соответствии с имеющимися категориями и по принципу «причина – следствие». Этот процесс происходит по большей части неосознанно и автоматически. Такое впечатление, что человек полностью доверяет тому, что он сам себе показывает, понимает и наделяет смыслом. Мы постоянно пытаемся внести порядок в окружающий нас хаос. При этом мы полагаемся на наш рассудок и на логику. Мы постоянно выстраиваем логические отношения, проверяем ситуацию по принципу имеющихся у нас образцов и подчиняем наш мыслительный процесс полностью закону «причина – следствие». Хаос, нарушение царящего порядка не может быть принят. То, что не подходит под известную схему, декларируется как ошибочное и таким образом отбрасывается. Таким образом, мы постоянно занимаемся тем, что пытаемся создать приемлемый порядок, что является очень утомительным занятием и постоянно натыкаемся на наши границы. В результате мы двигаемся лишь на поверхности вещей и избегаем из прагматических соображений глубже погрузиться в необъяснимое. Известный поэт Райнер Мария Рильке распознал повсеместное стремление к упорядочиванию как проблему современности.

Und wir: Zuschauer, immer, überall, 

dem allen zugewandt und nie hinaus! 

Uns überfüllts. Wir ordnens. Es zerfällt. 

Wir ordnens wieder und zerfallen selbst.


Мы: соглядатаи всего и вся, всегда

к всему обращены, но не наружу!

Мы переполны. Порядок. И распад

и строим снова, сами рассыпаясь.


Человек постоянно пытается встроить себя в упорядоченную структуру, хотя каждый раз понимает, что это ему полностью никак не удаётся. При этом мы оказываемся часто в ситуациях, которые вызывают сомнения в издавна устоявшихся категориях. Такие моменты вызывают изумление, раздражение и страх. Поэтому мы живём в тех реальностях, которые вписываются в рамки наших ограниченных представлений. И мы можем себе представить только то, что созвучно нашему опыту и нашему познанию. Всему, что находится вне норм, приписывается ярлык ирреального, потому что это не вытекает напрямую из опыта. Поэтому повсеместно принято утверждение: «То, что человек не может себе представить – не существует!» Мы привыкли выводить наше познание на основе наших органов чувств. Лишь то, что мы получаем посредством органов чувств, можем мы обработать нашим рассудком. Всё, что не соответствует опыту, попадает, в лучшем случае, в раздел фантазии. Это довольно распространённый метод, когда всё необычное и необъяснимое рассматривается скептически и ставится под сомнение. Таким образом, делается попытка удержать желаемый порядок и избежать всего нового и необычного, что может привести к распаду привычных картин мироздания. 

Заключение

Человеческое восприятие мира определяется внутренними ценностями человека. Лишь реализуя ценности, которые формирует его личность, человек ощущает себя благополучно, комфортно. Если деятельность, какой бы «правильной» и рационально «полезной» она ни была, не соответствует внутренним ценностям, человек испытывает чувство неудовлетворения, дискомфорта. Сами ценности частично являются культурно-, семейно-, общественно- и тд опосредованны и не всегда явны, поскольку усвоение этих ценностей происходит неосознанно в процессе воспитания и формирования психологичской личности. Поэтому очень важно осознать те ценности, которыми человек обладает, и так же важно осознанно формировать те ценности, которые не зависят от определённой культурной, общественной и других сред, являются вечными и трансцендентными. Такие ценности не подвержены влиянию времени. Необходимо заметить также, что ценности сами по себе не содержат объективных этических и человечных норм. Так в некоторых обществах убийство неправоверных было ценностью. При диктатурах ценностью были послушание и подчинение.

Если человек осознаёт, какие ценности составляют его сущность, то, реализуя эти ценности или, по крайней мере, прикладывая усилия к их реализации, человек, таким образом, мотивирует себя. Ибо он всегда может ответить на вопрос «ради чего?». А по Ницше «Если знаешь ради чего, стерпишь любое как». Поэтому осознание собственных ценностей является первейшим шагом на пути самомотивации.

Реализуя ценности, человек повышает самооценку, поскольку черпает источник вдохновения в самом себе, укрепляя собственную психологическую и, в идеале, духовную личность. При этом человек сам несёт ответственность за реализацию своих ценностей, за свою деятельность. И поэтому, при неудаче или при трудностях, он не может больше «искать виновных», а должен воспринимать ситуацию как данную. И опять же осознанно принимать самостоятельно решения в сложившейся ситуации. Виктор Франкль говорил: «Экзистенциальное бытие – это ответственное бытие». Ответственность за свои поступки позволяет человеку ощутить свою действенность, свою свободу выбора. Человек понимает, что лишь от него самого зависит, как он поступит в данной ситуации. Человек не свободен от внешних условий – культурных, общественных, финансовых, семейных... Но в каждый момент актуальной ситуации он может решать, поступить так или иначе. И в этом есть его свободный выбор. 


Просмотров: 2044 | Добавил: ecdo | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0