Главная » 2013 » Август » 9 » Обратная сторона ценности дистанционного образования

14:54
Обратная сторона ценности дистанционного образования

«Им овладело беспокойство, охота к перемене мест,

весьма мучительное свойство.

 Не многих добровольный крест»

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

 

Новые города, новые страны... Щекочущее чувство нового, неизведанного. Просыпаться под звуки непонятного говора, отпробовать новые кушанья... В натуре человека - искать новое и необычное. Психологи установили, что наряду с необходимыми потребностями в пище, безопасности и социальном окружении у человека есть ряд психологических потребностей, которые постоянно направляют человеческую деятельность. Одной из таких потребностей является потребность в постижении нового и неизведанного. Но всё новое и необычное хорошо до тех пор, пока не становится угрожающим и неуправляемым. И тогда тот же самый непонятный говор звучит как неприятный ззум – о чём переговариваются эти люди? Высмеивают меня или затевают нечто более опасное? Новое кушанье не лезет в горло – когда же вместо опостылевших картофельных кнёдликов можно съесть к завтраку картошку с селёдкой и репчатым лучком? Всем, кто из роли туриста или гостя переходит в состояние постоянного жителя чужой страны хорошо известны подобные ситуации... Почему я чувствую себя так неуютно? Вроде то же синее небо, восхитительная природа, спокойные люди... Но душу щемит? В чём причина? Возникают извечные вопросы «русской души» - «Что делать?» и «Кто виноват?». Давайте разберёмся и найдём ответы на эти вопросы.

Каждый из нас вырастает в определённой культурной среде. «Культура – вторая натура» - говорит известная пословица. Культура и её ценности окружают нас, как воздух. И, как и воздух, мы её не замечаем. Лишь когда культурные ценности, привычные с детства, заменяются чужими – нечто в нас подаёт свой голос «Непорядок!». Ценности проявляются в таких обыденных явлениях как ритуалы прощания и приветствия, поведения в обществе и семье, манера разговора и, конечно же, методы и способ обучения. Что происходит с человеком, когда ценности, привитые с детства, вступают в конфликт с окружающими ценностями. Мы уже упоминали о психологических потребностях человека. Как только изначальные и стабильные ценности, удовлетворяющие психологическую потребность в ориентации и контроле, начинают девальвироваться – в «систему внутренней безопасности» человека поступает «сигнал тревоги»! Привычные ориентиры жизни больше не могут выполнять свою функцию. Это и есть то труднообъяснимое чувство неуюта и тревоги, которые испытывает человек, проживая долго в другой стране. Так кто же виноват в этом. Теперь понятно, что ни сам человек, ни его окружение нельзя назвать виновными. Нельзя обвинить снег в холоде, а дождь во влаге. Встаёт вопрос – «Что делать»?

Состояния, когда имеющееся не соответствует желаемому, австрийский психолог и основатель логотерапии и экзистенционного анализа Виктор Франкль назвал «ноодинамикой». Любая динамика содержит в себе потенциал, заставляющий нас действовать. «Ноос» - по-гречески означает «разум» (греч.νόος — разум). Виктор Франкль видел в человеке не только психофизическое существо. Именно наличие духовной компоненты, духовной личности, обладающей разумом делает из «человекообразной обезьяны» «человека разумного». И эта духовная личность обладает особенностью, используя ноодинамику, находить выходы из ситуаций, когда психо-физическое "Я” беспомощно «пожимает плечами». Именно наличие духовной личности даёт человеку силы «Сказать жизни ДА!» (так называется одна из самых известных книг Виктора Франкля).

Именно о путях преодоления ноогенных кризисов и пойдёт дальше речь. Представим себе ситуацию – человек, отправляясь в путешествие, пакует чемодан. Он ещё не знает, что ожидает его на чужбине. Холод или жара, постоянные дожди или духота и пыль.... Поэтому путешественник собирает чемодан «на всякий случай» - зонтик и калоши – от дождя, шубу – от холода, купальник и ласты – на случай морского путешествия. Приехав в чужую страну, он с удивлением обнаруживает, что от дождя кроме зонта и калош есть ещё и плащ-палатка, а от холода, кроме шубы, можно одеть пуховик. Ну что ж – чемодан путешественника пополняется новыми нужными вещами. Путешествие продолжается. В пустыне наш искатель приключений обнаружил тюрбан от солнца, а в джунглях – противомоскитную сетку. И чем длительнее и разнообразнее путешествие, тем больше добра скапливается в чемодане. И тем более подготовленным человек оказывается в новой ситуации. Но, приезжая на Родину, с трепетом в душе достаёт в дождливую погоду зонтик и калоши.

Подобное происходит с культурными ценностями. Человек знакомится с чужими ценностями и решает для себя – принять их или нет. Если противоречие ценностей такое сильное, что грозит потере идентичности – человек отказывается принять новые ценности. Это может привести к изоляции в новой культурной среде. К сожалению, принятие или отрицание ценностей мало зависит от усилия изнутри или насилия снаружи. Невозможно заставить полюбить. «Насильно мил не будешь» - говорит русская пословица. Мы уже говорили о том, что винить кого-либо в таком неприятии бессмысленно. Остаётся вопрос – «Что делать?». Можно, конечно, обидеться на весь мир, назвать чужие ценности ненужными, бесполезными и лишними. Замкнуться в своей культурной среде и мужественно переносить невзгоды и страдания. Страдать мы умеем! «Страдания возвышают человека» - подливает масла в огонь известное высказывание. Но страдание страданию рознь. Австрийский психолог-логотерапевт Виктор Франкль, прошедший четыре концлагеря, потерявший в газовых камерах родителей и молодую жену, хорошо знает и чётко осознаёт, где страдания правомерны, а где нет. «Смысл жизни человека в реализации ценностей» - утверждает он. Не страсть к удовольствиям или к власти даёт человеку импульс к деятельности, а воля к смыслу. И смысл реализуется постоянно в ежедневных поступках и вытекающих из них следствий. Когда мы говорим о реализации ценностей, то имеем в виду не только внутреннекультурные ценности, впитанные нами с детства. Франкль имеет в виду три вида ценностей, формирующие жизнь каждого из нас – ценности творчества, ценности восприятия и ценности отношения (установки). Когда человек реализует ценности, из жертвы обстоятельств он становится творцом, творцом своей жизни.

Что же представляют собой упомянутые выше ценности? Давайте разберёмся.

И так, ценности творчества. Человек – творец по своей природе. Каждому известна радость творчества. Творчество выражается не только в создании произведений искусства – живописи, литературе, музыке... Каждый день может стать произведением искусства или – быть прожитым впустую. Вкусный обед, ухоженные цветы, ребёнок, научившийся кататься на велосипеде, выученный иностранный язык, овладение музыкальным инструментом... Бывают моменты, когда кажется, что обстоятельства не позволяют творчески развиваться – работа забирает всё время, семья вытягивает все силы, и, что ещё хуже, в чужой стране все возможности дальнейшего самообразования на иностранном языке!

К счастью, мы живём не в каменном веке. По статистике, почти у каждого жителя Германии есть компьютер. И это открывает огромный мир интернета с его возможностями по самообразованию в виде также дистанционного обучения. А задача Европейского центра дистанционного обучения (www.ecdo.ru) помочь вам в этом.

Конечно, никогда нельзя выпускать из виду опасности интернета и недоброкачественные предложения. Но, «волков бояться – в лес не ходить». Возможности получения качественного образования, признанного во всём мире, позволяют не только реализовать творческие ценности, наполняя жизнь смыслом, но и качественно повысить уровень жизни, удовлетворяя такие основные психологические потребности как потребность к экстраполяции (постижении нового), потребность в импрессионизме (в восприятии), потребность в экспрессионизме (самовыражении). А по окончании обучения найти новую работу, получить повышение или открыть своё дело. Что особенно важно – обучение должно быть на родном языке, поскольку как бы хорошо человек не владел иностранным языком, образное мышление, связанное с чувствами и, таким образом, способствующее развитию эмоционального интеллекта, базируется именно на родном языке, которым человек овладел в детстве.

 

Просмотров: 1391 | Добавил: ecdo | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0