Главная » 2014 » Июль » 10 » Логотерапия как необходимость времени

21:35
Логотерапия как необходимость времени

Термин «Логотерапия» был впервые употреблён Виктором Франклем (1905 - 1997) в докладе на 3 международном конгрессе индивидуальной психологии в Дюссельдорфе в 1926 году. Франклю было в ту пору 21 год. Он был студентом медицины в Вене, членом кружка Альфреда Адлера (1870 - 1937) по индивидуальной психологии. С этого момента прошло уже почти 90 лет. Такие понятия как Логотерапия и Экзистенциальный анализ стали профессиональными терминами, а учение, обозначаемое ими, прочно вошло в мир психологии как «Третья венская школа психотерапии». Это обозначение ввёл Вольфганг Соучек (WolfgangSoucek) в 1948 году, в статье о Викторе Франкле. В 1926 году сам Виктор Франкль и не подразумевал, что основал новое направление в психотерапии. После исключения его из Общества индивидуальной психологии Альфреда Адлера (1927), после 10 лет исканий, новой ориентации, кризиса и  поиска смысла, ему, уже активно работающему неврологу и психиатору,  удалось  в период с 1937 по 1939 годы заложить фундамент логотерапии в научных публикациях и представить их общественности. Вторая Мировая Война прервала научные исследования в этой области. Виктор Франкль и его семья были узниками концентрационных лагерей. Франкль выжил. После освобождения, пережив тяжёлый кризис, едва не приведший его к самоубийству, Франкль продолжил работу над своей основной работой «Врачебное душепопечительство» („Ärztliche Seelsorge“), которую он начал ещё до войны.

В период с 1946 по 1952 год доктор медицины и доктор философии Виктор Франкль опубликовал десять книг, в которых изложил основы логотерапии и экзистенциального анализа, основываясь не только на теоретических рассуждениях, но и на богатейшем материале из практики. В 1959 году он опубликовал первое систематическое изложение этой теории в работе под названием «Очерк экзистенциального анализа и логотерапии».

В 1972 году ученица и последовательница Виктора Франкля Элизабет Лукас (ElisabethLukas) защитила первую в Европе диссертацию по логотерпии. В 1986 году она и её муж основали под Мюнхеном Южнобаварский Институт Логотерапии и Экзистенциального  анализа (SüddeutscheInstitutfürLogotherapieundExistenzanalyse), в котором и по сей день проходит активное обучение студентов – врачей, педагогов, философов, психотерапевтов, социальных работников. Все, окончившие институт и продолжающие трудиться в области логотерапии, составляют третье поколение логотерапевтов. В настоящее время Логотерапия стала широко признанным направлением в психотерапии и лечение у логотерапевта оплачивается в Австрии больничной кассой.

Логотерапия – это психотерапевтический метод, при котором терапевт помогает пациенту принять себя не только как психофизическое существо, но и как духовную личность. И именно с этой позиции духовной личности увидеть осознать свою жизнь, свою экзистенцию.

Три основные тезиса логотерапии гласят:

  1. Каждый человек, по крайней мере потенциально, обладает свободной волей. Обратной стороной этой духовно обоснованной свободы является ответственность по отношению к смыслу, который каждый человек должен искать и реализовывать. Именно этот тезис является основополагающим в логотерапии.
  2. Логотерапия исходит из того, что каждый человек обладает исконно врождённой волей к смыслу, которая является причиной его внутреннего душевного томления и стремления к смыслу. И ощутить счастье человек может лишь в том случае, если он осуществляет лишь ему доступный и лично для него предназначенный смысл.
  3. Как жизненная философия логотерапия исходит из того, что жизнь имеет безусловный смысл, «который не теряется ни при каких обстоятельствах. Однако этот смысл может ускользнуть от человеческого понимания. И поэтому он является всеохватывающей надчеловеческой величиной, которая каждый раз заново должна ощутиться, прочувствоваться и прожиться» (Е. Лукас).

Человек, как совокупность трёх размерностей – физиологической, психологической и духовной – нацелен на смысл. Однако следует различать понятия «смысл» и «цель». Цель можно измерить, оценить, понять. Смысл же можно лишь ощутить, воспринять и пережить. В течении своей жизни человек  проживает различные ситуации, реализуя смысл каждой из них. Прожитая ситуация имеет смысл, если проживая её человек реализует некую ценность. Ценности являются универсалиями на пути реализации смысла. Они не идентичны с самим смыслом. При этом речь идёт не о локальных, культурно- и социальнозависимых ценностях, а о т.н. ценностных категориях – «творческих ценностях, ценностях восприятия и ценностях установки». Именно реализация этих ценностей создаёт истинную мотивацию человека, независимую от ситуации, времени и места.  Именно эти ценности ложатся в основу работы врачей с пациентами, педагогов с учащимися, социальных работников с людьми, подверженными алкогольной или наркотической зависимости, работников хосписов, провожающих в последний путь своих подопечных....

Именно эти ценности, независимые от успеха и признания, лежат в основе профилактики такого распространённого недуга в современном деловом мире как BurnOut– профессионального выгорания менеджеров. Поэтому логотерапия – это не только работа с психическими нарушениями.  Специалисты по бизнесу и менеджменту всё чаще пользуются методами третьей венской школы психотерапии для решения проблем привития основ лояльности и стрессоустойчивости  сотрудников банков, продажи – всех, занимающихся  клиентоориентированной профессиональной деятельностью. Методы логотерапии успешно применяются для поддержания специалистов , работающих в кризисных для жизни и здоровья ситуациях. Особое значение в настоящее время имеет проблема аккультурации человека в иммиграционной среде, когда переоценка ценностей может привести к серьёзным психическим и физиологическим заболеваниям. И в этой области логотерапия зарекомендовала себя как эффективный и надёжный инструмент стабилизации человека.

Наш курс разработан на основе учебных планов ученицы и последователя Виктора Франкля Элизабет Лукас, созданных её для Южнобаварского Института Логотерапии и Экзистенциального анализа. Этот курс адаптирован для современной дистанционной формы обучения, что позволяет сделать его доступным на любом устройстве – компьютере, планшете, телефоне, поддерживающих Windows, iOs и Android. Дистанционная форма обучения позволяет студенту работать по своему индивидуальному графику, в любой точке земного шара, в любое время суток. Студент получает возможность получить индивидуальную консультацию при помощи штатного переводчика у ведущих психологов-преподавателей Германии и Австрии, а также психологов-преподавателей Московской научной школы. Эффективность обучения обеспечивается кейсовой индивидуальной работой по новейшим научным методикам в небольших группах посредством вебинаров и очного обучения с уч ётом индивидуальных способностей студента и его специфики восприятия учебной информации в соответствии с теорией Поколений.

По окончании курса студент получает диплом о профессиональной переподготовке государственного образца, дающий право вести профессиональную деятельность в РФ и в странах бывшего СНГ. Кроме этого студент получает диплом Южнобаварского Института Логотерапии и Экзистенциального анализа, признанного в Европе, дающий право во вступление в профессиональное сообщество психотерапевтов и логотерапевтов в EU и РФ.

Знания, полученные по окончании курса, позволяют вести профессиональную деятельность в области психологического консультирования, психологического сопровождения, неклинической психотерапии, психогигиене, по индивидуальному сопровождению менеджеров высшего и среднего звена, хосписов, больниц, клиник, образовательных учреждений.

Просмотров: 1515 | Добавил: ecdo | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0